stepanov: (чб)
[personal profile] stepanov
Мозг предков человека за 7 миллионов лет увеличился в 3 раза и достиг у неандертальцев объема 1500 см, но за последние 40 тысяч лет имеется тенденция к уменьшению размеров. У современного человека объем мозга составляет 1350 см. Почему мозг уменьшается?


Древние люди жили в гораздо более сложных условиях, чем мы сейчас. К тому же они были универсалами. В одной голове один человек должен был хранить сведения обо всём на свете: как делать все орудия труда, как добыть огонь, как построить жилище, как выследить добычу, как её поймать, выпотрошить, приготовить, где можно добыть ягодки-корешки, чего есть не следует, как спастись от непогоды, хищников, паразитов, соседей. Ещё помножьте всё это на четыре времени года.


Поскольку не было ни специализации, ни письменности и Интрнета, все это человек носил в одной голове. От обилия жизненно необходимой информации и постоянного ручного труда мозг древних предков людей увеличивался в размерах.


Современная жизнь резко отличается от палеолитической. Сейчас человек получает всё готовое: и пищу, и вещи, и информацию. Крайне мало современных цивилизованных людей способны сделать какое-либо орудие труда из природных материалов. В лучшем случае человек комбинирует уже готовые элементы, например, прилаживает лезвие топора на топорище. Но он не изготавливает топор с самого начала – от добычи руды и срубания палки для топорища. Современный человек дров не носил, палок не пилил, руды не копал, железо не ковал. Специализация – это не проблема XX века, как часто приходится слышать. Она появилась ещё в раннем неолите, с первым большим урожаем, позволившим кормить людей, занимающихся не добычей еды, а чем-то ещё. Появились гончары, ткачи, писцы, сказители и прочие специалисты. Одни стали уметь дрова рубить, другие – печь топить, третьи – кашу варить. В то же время, мозг потребляет до 25% энергии от общего обмена организма, и, чтобы сэкономить затраты, эволюция пошла на уменьшение размеров органа.

Таким образом, уменьшение размеров мозга произошло в результате специализации человека и его независимости от условий окружающей среды. С другой стороны, в наше время коллективный разум становится глобальным инструментом интенсивного развития человечества. Условно это можно сравнить с тем, как объединенные в сеть миллионы компьютеров обладают гораздо большими возможностями, чем самый мощный суперкомпьютер.

Многие читатели ответили верно, а главное - своими словами. Но первый из тех, кто наиболее полно ответил - [livejournal.com profile] mimimizhivotnoe.



Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2016-04-26 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] john-f-nash.livejournal.com

Ну так объем микропроцессоров тоже сокращается. При этом сокращается стремительно...


Думаю что речь должна идти о оптимизации структуры.

Date: 2016-04-27 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
К сожалению невозможно оценить количество нейронов и плотность связей между ними в мозгах древнего человека, поэтому антропологи оценивают лишь объемы мозга по размерам эндокрана. Однако уже ясно, что уплотнение структур будет усугублять отвод тепла от тканей головного мозга. По современным расчетам это 15 Ватт тепла, что существенно, учитывая упакованность мозга в замкнутой черепной коробке, и поступление горячей артериальной крови напрямую из средостения. Естественные и искусственные механизмы селективного охлаждения мозга - актуальная проблема современной медицины. По этой теме я готовлю большой и интересный пост.
Edited Date: 2016-04-27 05:27 am (UTC)

Date: 2016-04-26 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] zateevo.livejournal.com
узкая специализация разных отделов?

Date: 2016-04-27 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Отчасти верно. Так, например, произошло уменьшение задних отделов - зрительной коры и мозжечка. Однако увеличение лобных (мышление) и теменных долей (моторика и сенсорика рук, речь) было более существенным.

(no subject)

From: [identity profile] zateevo.livejournal.com - Date: 2016-04-27 06:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glagolas.livejournal.com - Date: 2016-04-27 06:57 am (UTC) - Expand

Версия

Date: 2016-04-26 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Мкртес (from livejournal.com)
Оптимизация того что есть? Размер уменьшается, но возрастает связность нейронов.
Второй вариант - уменьшение "древних" отделов, менее нужных человеку сейчас.

Re: Версия

Date: 2016-04-27 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
К сожалению невозможно оценить количество нейронов и плотность связей между ними в мозгах древнего человека, поэтому антропологи оценивают лишь объемы мозга по размерам эндокрана. Могло ли увеличение связанности нейронов привести к компктизации мозга - также спорно. Уже ясно, что уплотнение будет усугублять отвод тепла из тканей мозга. По современным расчетам это 15 Ватт тепла, что существенно, учитывая упакованность мозга в замкнутой черепной коробке, и поступление горячей артериальной крови напрямую из средостения. Естественные и искусственные механизмы селективного охлаждения мозга - актуальная проблема современной медицины. По этой теме я готовлю большой и интересный пост.

Date: 2016-04-26 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] motoshin.livejournal.com
может верхние кости черепа вытеснили?

Date: 2016-04-27 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Это как?

Date: 2016-04-26 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] mariechea.livejournal.com
оставлен резерв на восстановление путем нейропластичности. сейчас менее травматичное время, резерв сокращается

Date: 2016-04-27 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Интересная идея. Но я с такой не сталкивался.
From: [identity profile] olegmatvey.livejournal.com
У меня лично он увеличивается. А остальные просто дураки. Вот.
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Нужно помнить и о проблеме отвода тепла из более крупного мозга. По современным расчетам это 15 Ватт тепла, что существенно, учитывая упакованность мозга в замкнутой черепной коробке, и поступление горячей артериальной крови напрямую из средостения. Естественные и искусственные механизмы селективного охлаждения мозга - актуальная проблема современной медицины. По этой теме я готовлю большой и интересный пост.

Желаю вам, что бы крышку не сорвало паром)

Date: 2016-04-26 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] afina-pallada17.livejournal.com
Система стремиться к равновестности.
Это говорит о том, что генетический код изменяется не в лучшую сторону, тк мы меняем окружающую среду и круг общения.

Date: 2016-04-27 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Скорее это говорит о том, что нам не нужен столь большой мозг. Ведь один только мозг потребляет до 25% энергии от основного обмена.

(no subject)

From: [identity profile] afina-pallada17.livejournal.com - Date: 2016-04-27 06:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afina-pallada17.livejournal.com - Date: 2016-04-29 07:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-04-26 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] crown-athlete.livejournal.com
Может похолодало на планете, а при охлаждении предметы сжимаются, так в школе говорили

Date: 2016-04-27 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Кстати, у эскимосов мозг в среднем больше, чем у аборигенов Австралии. Ученые связывают это с облегчением у эскимосов теплоотвода от большого мозга. Естественные и искусственные механизмы селективного охлаждения мозга - актуальная проблема современной медицины. По этой теме я готовлю большой и интересный пост.

Date: 2016-04-26 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] loclay.livejournal.com
Количество переросло в качество )))

Date: 2016-04-27 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Частично это наверняка сделало свой вклад.
(deleted comment)

Date: 2016-04-27 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Спасибо, что предупредили))

(no subject)

From: [identity profile] andrew1955s.livejournal.com - Date: 2016-04-27 05:51 am (UTC) - Expand

Date: 2016-04-26 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] chtobychitat.livejournal.com
Марков любит про это говорить (http://macroevolution.livejournal.com/). Интересный, кстати, человек.

Получается, думать/принимать решение/делать выводы и т.д. нужно гораздо меньше. Социум и все такое.

Date: 2016-04-27 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Да, я на него уже подписан. Но ссылаюсь я на Дробышевского - тоже интересный популяризатор науки. http://antropogenez.ru/article/493/

(no subject)

From: [identity profile] chtobychitat.livejournal.com - Date: 2016-04-27 06:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-04-26 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] delepton.livejournal.com
Потому что прошло время, когда еды было в достатке и драться за место под солнцем не было необходимости.

Последнее время люди скатываются обратно в биологическую модель, в связи с чем мозг не используют "человеческим" образом, необходимым для эволиции оного.

Савельев красавчик все разжевал же.

Date: 2016-04-27 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Красавчик, но более молодые коллеги критически относятся к его текстам: http://antropogenez.ru/review/686/

Date: 2016-04-26 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] maxim kha (from livejournal.com)
Культура стала искусственой внешней надстройкой для мозга, позволяющей экономить его ресурсы на получение/обработку/хранение информации. Это повлекло сокращение бюджета на самый затратный орган человека.

Date: 2016-04-27 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Верно - затратный. Культура (или коллективный разум) позволяют специализироваться отдельным особям без ущерба безопасности.

Date: 2016-04-26 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] mimimizhivotnoe.livejournal.com
Раньше жизнь большинства людей была сложна и полна опасностей, сейчас жизнь большинства людей сильно проще и беззаботнее. Большой мозг больше не нужен. Та небольшая прослойка граждан, которые вносят вклад в прогресс, оптимизируют мозг под конкретные задачи (не сами, конечно, так выходит) и им он тоже такой огромный не нужен.

Либо виной всему тесные головные уборы.

Date: 2016-04-27 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Первый, из наиболее полных и точных ответов)

(no subject)

From: [identity profile] mimimizhivotnoe.livejournal.com - Date: 2016-04-27 05:50 am (UTC) - Expand

Date: 2016-04-26 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] klinichev.livejournal.com
Некоторые отделы мозга уменьшатся за ненадобностью, например, связанные с обонянием, это связывают с приручением человеком собаки.

Date: 2016-04-27 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Верное рассуждение. Так, например, произошло уменьшение задних отделов - зрительной коры и мозжечка. Возможно уменьшение обонятельного мозга, но какой был вклад в общее уменьшение, я не знаю. В тоже время, увеличение лобных (мышление) и теменных долей (моторика и сенсорика рук, речь) было более существенным, чем уменьшение других отделов. Т.е. суммарно мозг должен был продолжать увеличение с эволюцией.

Короче говоря, причиной уменьшения стала специализируемость индивидуумов.
Edited Date: 2016-04-27 05:56 am (UTC)

Date: 2016-04-26 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] flywolf.livejournal.com
Это всё айфоны, соц сети...
А если серьёзно, то размер черепа снизился и приоритет был отдан фронтальной коре. Тяжело таскать вертикально большую танковую башню

Date: 2016-04-27 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Я думаю, что если бы было сильно нужно большой мозг, то и под "танковую башню" тело эволюционировало))

Date: 2016-04-26 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] admiral-hood.livejournal.com
У синего кита мосх 5000 кубиков, и что, он шибко умный? Не в кубиках счастье, чувак!

Date: 2016-04-27 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
В межвидовом масштабе связь размера мозга и интеллекта вполне очевидна, с поправками на массу тела, конечно. Мышь глупее слона, кошка глупее собаки. Шимпанзе никогда не достичь уровня человека. Кит имеет в три раза бОльший мозг, чем человек, но в тысячу раз превосходит его по весу тела, так что тоже не догоняет по разумности. Соразмерные с современным человеком неандертальцы и кроманьонцы (которые тоже вроде как Homo sapiens, но уж больно древние и специфичные) имели бóльший мозг. Хронологические изменения невозможно списать лишь на аллометрические связи размеров мозга и тела – тело-то не особо поменялось, а питание в целом стало, как минимум, стабильнее. Стало быть, изменения размеров связаны в первую очередь с интеллектом.

(no subject)

From: [identity profile] nikanety.livejournal.com - Date: 2016-04-27 06:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glagolas.livejournal.com - Date: 2016-04-27 06:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nikanety.livejournal.com - Date: 2016-04-27 07:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2016-04-29 06:16 am (UTC) - Expand

Date: 2016-04-26 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] akapi.livejournal.com

Большой мозг - возросшие энергетические потребности. Чтобы кормить такой мозг нужно эффективнее и более часто(?) питаться, чего древние люди позволить себе не могли. А кроме того, мне думается, что травмы и экстренные ситуации били как раз по жизнеобеспечению мозгов, т.к. возможности организма были уже на пределе прокорма.

Date: 2016-04-27 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Про энергетику - верная догадка. Именно поэтому мозг с эволюцией уменьшается, что бы меньше потреблять. Но уменьшаться он будет только с условием, если какие-то его функции менее востребованы для выживания всего организма. В результате возрастающей специализации индивидуумов и обеспечения комфортных условий жизни - мозг и стал меньше.

(no subject)

From: [identity profile] akapi.livejournal.com - Date: 2016-04-27 06:20 am (UTC) - Expand

Date: 2016-04-26 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] nati58.livejournal.com
Вероятно по той же причине, что и уменьшение в размерах компьютеров - из-за более совершенных принципов работы, произошедших в результате эволюционирования )))

Date: 2016-04-27 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Мысль интересная. Но, к сожалению, невозможно оценить количество нейронов и плотность связей между ними в мозгах древнего человека, поэтому антропологи оценивают лишь объемы мозга по размерам эндокрана. Однако уже ясно, что уплотнение структур будет усугублять отвод тепла от тканей головного мозга. По современным расчетам это 15 Ватт тепла, что существенно, учитывая упакованность мозга в замкнутой черепной коробке, и поступление горячей артериальной крови напрямую из средостения. Естественные и искусственные механизмы селективного охлаждения мозга - актуальная проблема современной медицины. По этой теме я готовлю большой и интересный пост.

Date: 2016-04-26 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] ceridwenn.livejournal.com
Насколько я знаю, точного ответа наука до сих пор не нашла)
Основные предположения:
- эволюция шла в сторону уменьшения размеров тела, и как следствие, уменьшения "большого" потребителя энергии - мозга
- неандертальцы были "умнее" нас, так как в отсутствии письменности и специализации им приходилось удерживать в голове и оперировать всем объемом знаний, накопленных человечеством.
- чем меньше мозг, тем быстрее проходят нервные сигналы (расстояние ближе), т.е. современный мозг обладает меньшей емкостью в угоду скорости мышления

Date: 2016-04-27 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
"- эволюция шла в сторону уменьшения размеров тела, и как следствие, уменьшения "большого" потребителя энергии - мозга"

Порядок я вижу такой: ухудшение условий жизни --> создание орудий труда --> увеличение размеров мозга --> больше потребление энергии мозгом --> увеличение размеров тела --> увеличение общего обмена для обеспечения энергией растущий мозг.

"- неандертальцы были "умнее" нас, так как в отсутствии письменности и специализации им приходилось удерживать в голове и оперировать всем объемом знаний, накопленных человечеством"

Все верно - мы читали один и тот же источник)

"- чем меньше мозг, тем быстрее проходят нервные сигналы (расстояние ближе), т.е. современный мозг обладает меньшей емкостью в угоду скорости мышления"

Это уже следствие уменьшения размеров мозга по выше обозначенной причине.

Date: 2016-04-26 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] soombysoom.livejournal.com
Сначала был естественный, а потом начался искусственный (социальный), что привело к уменьшению мозга.

Date: 2016-04-27 06:29 am (UTC)

Date: 2016-04-26 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] agprom.livejournal.com
Сожрали Неандертальца, и стало все хорошо :)

График некорректен там, где экстраполяция производится по единичным случаям.

Date: 2016-04-27 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Да, поэтому он такой "ломанный".

(no subject)

From: [identity profile] agprom.livejournal.com - Date: 2016-04-27 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glagolas.livejournal.com - Date: 2016-04-27 08:46 am (UTC) - Expand

Date: 2016-04-26 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] petro777.livejournal.com
А зачем он БОЛЬШОЙ сейчас нужен? Больший мозг потребляет больше энергетических ресурсов, хотя гипотетически и позволяет решать более сложные задачи.

Но для выживания нынче хватает мозга и поменьше, а сэкономленные ресурсы можно направить в более "полезные" места :)

А! Вот ещё что вспомнил: неандертальцы были поумнее, но индивидуалисты. Кроманьонцы - поглупее, но коллективисты. Эволюционно выгоднее собраться толпой дегенератов и навалять интеллигенту :)

Date: 2016-04-27 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Верные тезисы. Но всё это стало возможным благодаря, если выразить одним словом, специализации индивидуумов.

Date: 2016-04-26 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] daniggagangsta.livejournal.com
В изрядной степени перестал работать естественный отбор, наверное

Date: 2016-04-27 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Думаю, что естественный отбор работает и до сих пор) Без него все теряет смысл.

Date: 2016-04-26 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] ephu.livejournal.com
Вслед за количественным ростом пришел качественный!

Date: 2016-04-27 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] glagolas.livejournal.com
Можно поконкретнее?)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

stepanov: (Default)
Андрей Степанов

November 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29 30     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 02:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios